вторник, 30 апреля 2013 г.



Расстояния  знаниям  не  помеха!..

Создание равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и условий жизни школьников является  перспективным направлением развития муниципальной системы образования. Ключевую роль в создании таких условий играет развитие дистанционного образования, основанного на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, предполагающего обучение на расстоянии и позволяющего успешно осуществлять многоплановые образовательные задачи. Такое обучение предоставляет детям-инвалидам широкий спектр образовательных возможностей: это не только дистанционные уроки и консультации учителей-тьюторов, но и простое человеческое общение, которого так не хватает детям с ограниченными возможностями здоровья…       
На протяжении 10 лет центром дистанционного обучения детей-инвалидов в нашем районе является специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония», в которой обучаются дети, имеющие медицинские показания для надомного обучения. В школе накоплен значительный опыт организации обучения с применением дистанционных технологий. Школа – участник нескольких проектов по созданию безбарьерной среды обучения детей-инвалидов, в том числе, дистанционного.
В 2011-2012 учебном году школа «Гармония» стала муниципальной площадкой федерального мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В рамках проекта для 27 обучающихся и 27 педагогов-тьюторов – участников проекта – в школу поставлено 54 комплекта оборудования (базовые рабочие места для педагогов и обучающихся), каждое из которых оснащено персональным компьютером или макбуком, многофункциональным устройством, сканером, графическим планшетом, цифровыми микроскопом и фотоаппаратом, цифровой лабораторией для исследовательской деятельности, программируемым конструктором, а также необходимым программным обеспечением. Кроме того,  с учетом специфики заболеваний детей комплект дополнен компьютерным джойстиком, набором цветных выносных компьютерных кнопок, клавиатурой с минимальным усилием для позиционирования и ввода, клавиатурой с большими кнопками и программным обеспечением экранного доступа с синтезом речи. В настоящее время технические средства обучения находятся в собственности Московской области, но  ведется работа по его передаче в собственность Одинцовского муниципального района. Дважды в год проводится мониторинг эффективности использования приобретенного оборудования, осуществляется контроль за проведением дистанционных уроков и качеством обученности школьников по общеобразовательным предметам.
На основе договоров с родителями (законными представителями) детей-инвалидов о безвозмездном пользовании оборудованием  технические средства обучения установлены на дому. Обучающиеся обеспечены возможностью выхода в Интернет с домашнего компьютера.  В школе создано 27 рабочих мест с выходом в Интернет для учителей-тьюторов, закреплённых за каждым школьником. Учителя-предметники ведут дистанционное обучение с использованием разработанных ими авторских электронных учебников на основе индивидуального расписания занятий, помогают ребёнку адаптироваться в новой обучающей среде. Ученик  вместе с родителями проходит «Первообуч» (обучение первоначальным навыкам работы в дистанционной среде). Дистанционное обучение ведется на базе сервера, который находится в постоянном доступе и представляет собой по сути виртуальную школу. Общение учителя и обучающегося проходит на двух уровнях: on-line общение в соответствии с расписанием занятий и виртуальное общение в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle. Учителя ведут постоянный диалог с родителями учеников, обсуждают успехи или проблемы в обучении и общении с детьми. Оплата услуг Интернета и средства на заработную плату учителей-тьюторов обеспечиваются за счет субвенции Московской области  в размере более 13 млн. руб.
Активное применение дистанционных технологий в обучении помогает обучающимся школы
в выборе будущей профессии. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на специальности, связанные с применением  инновационных технологий. В 2011 году Николай Медведев окончил школу с золотой медалью и стал студентом Московского технического университета связи и информатики, выбрав для себя специальность программиста; два ученика  школы заняли призовые места в московской математической  олимпиаде для детей с проблемами здоровья.
В связи с возрастающими потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном образовании с ноября 2012 года на базе Одинцовской средней школы №1 создана еще одна пилотная площадка, куда по договору о передаче имущества в безвозмездное временное пользование из школы «Гармония» передано 6 рабочих мест учителя  и 6 ученических мест.  
  По прошествии года в проекте дистанционного образования занято уже 34 учителя-предметника, которые проводят дистанционные уроки по всем школьным дисциплинам. Они прошли специальное обучение и в полной мере владеют необходимыми для проведения занятий знаниями и навыками.
Подробнее о структуре обучающей среды. Основой для дистанционного обучения является Web – сервер, так как мало создать возможность общения в режиме реального времени между преподавателем и обучающимся при помощи видео – или телеконференции – нужна учебная электронная среда. Создать такую среду позволила оболочка Moodle — свободная система управления обучением, которая применяется во всём мире для организации дистанционного обучения.
Данная система предоставляет учителю возможность организовать дистанционное обучение
в соответствии с программой, календарно-тематическим планированием, своим видением предмета изучения вообще и каждого урока в отдельности. Таким образом, не являясь профессиональным web-программистом, дизайнером или верстальщиком, преподаватель создает учебные материалы, содержащие разнородные мультимедийные объекты, всевозможные тесты, задания разного типа и уровня сложности. Кроме того,
у педагога есть возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция» можно не просто «преподнести» готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую» беседу с ребёнком. Использование Moodle решает ключевую проблему дистанционного образования – недостаток живого общения: система школьных форумов даёт возможность создать сообщество учеников, организовать виртуальное контакты по интересам, помочь ребенку приобрести коммуникативные навыки.
Учителя «Гармонии» активно используют новые технологии в профессиональной и творческой деятельности, что дает позитивные результаты.  Педагогами школы  разработаны 60 электронных курсов, 29 курсов находятся в разработке. Популярны не только дистанционные предметные курсы, но и курсы лечебной физкультуры, разработанные с учетом физиологических возможностей каждого ребенка.  Учитывая диагноз, преподаватель подбирает ему соответствующие упражнения. Для того, чтобы обучающийся мог в дальнейшем самостоятельно выполнить рекомендуемые комплексы упражнений, учитель размещает иллюстративный материал с необходимыми инструкциями в электронных учебниках.
Учебная среда содержит в себе электронные журналы и «прозрачную» систему отчётности, благодаря которой учитель получает полную информацию об активности ребёнка в изучении учебного материала и выполнении заданий, а администратор – об активности учителей и качестве их преподавания.
С учебной средой дистанционного образования, созданной в Одинцовском районе, пользователи Интернета смогут ознакомиться на сайте дистанционного обучения  http://149.62.52.66/  .
Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые хотели бы обучать своих детей в «Гармонии», следует сказать, что в школе организуются и очные занятия, для их посещения ребята могут воспользоваться комфортабельным школьным автобусом.
Дистанционное образование в районе активно развивается, расширяются возможности использования современных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые родители, не стоит бояться новых технологий! Нужно сделать решительный шаг навстречу успешной социализации вашего ребенка. Кроме того, осваивать курс дистанционного обучения будет интересно и вам, и ему. А новое знание и новое общение привнесут  гармонию в ваш дом.
Школа с таким обещающим названием  «Гармония» - ждет вас!
Тел. школы: 8(498) 677-86-92,    8(498)677-81-51.

Солодкая И.Н., главный специалист Управления образования,
Г.В. Касьянова, консультант Управления образования




Комментариев нет:

Отправить комментарий